Поучительный характер рассказа Л. Н.Толстого «Котенок»
Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах: Соедините фразу из произведения Л. Н.Толстого с его названием.
Проблема. — Можем ли мы отнести произведение «Котенок» к группе вышеназванных произведений
— А что мы видим на иллюстрации стр. 118 учебника
Первичное чтение глазами по учебнику за диктором с остановками
Повторное чтение и анализ частей текста
А как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды
Можно ли отнести быль «Котенок» к группе поучительных рассказов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Поучительный характер рассказа Л. Н. Толстого «Котенок»
Тема: Поучительный характер рассказов Л. Н. Толстого. «Котенок»
Цель: формировать интерес к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст
Задачи: закрепить знания, полученные при чтении рассказов Л. Н.Толстого;
Развивать речь, мышление, внимание, воображение
Воспитывать в детях добрые чувства, бережнее отношение к животным.
Вы в перемену рассмотрели книги на нашей выставке.
— Что общего между всеми этими книгами? (У них один автор.)
— Чем отличаются? (Обложками, объемом, названиями.)
Работа в парах: Соедините фразу из произведения Л. Н.Толстого с его названием.
Один залез на дерево, а другой упал на землю и притворился мертвым. Медведь понюхал и ушел.
Своей не нашел, взял старую отцовскую шапку и пошел в школу.
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку.
Когда вы с матушкой стары будете, чтобы из этой лоханки вас кормить.
— Что объединяет все эти рассказы? (они о поступках людей, поучительные)
— Как вы понимаете значение слова поучительные? (чему-то учат, поучают читателя)
— Нет ли лишнего названия? Почему его не назвали? (есть «Котенок»)
Подготовка к активной познавательной деятельности
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Л. Н.Толстого «Котенок».
Судя по названию мы можем догадаться о ком оно? (о котенке)
Проблема. — Можем ли мы отнести произведение «Котенок» к группе вышеназванных произведений? (нет – все басни о поступках людей, а это о животном)
— А что мы видим на иллюстрации стр. 118 учебника? (нарисованы собаки, мальчик, наверно можно это произведение отнести к группе )
Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать.
3. Цель нашего урока – определить, является ли «Котенок», как и другие произведения Л. Толстого поучительным.
Амбар — работа с толковым словарем Ожегова + илл — ция.
5. Речевая разминка. Руки за спину положим,
Дыхательная гимнастика: короткий вдох, короткий выдох
Отработка чтения слов по лест-ни-це сгор-бил
6. Первичное чтение глазами по учебнику за диктором с остановками (слайд-фильм «Котенок»)
Предположите : — Куда делась кошка? (убежала гулять, потерялась и т. д). Чтение через паузу.
-Мяучит…, может это кошка? (нет, т. к. не одна – тонкими голосами)
7. Понравилось вам произведение? Что особенно запомнилось?
Лев Толстой назвал это произведение Былью
8. Физкультминутка под песенку Железновой Е. «Пятна»
9. А теперь проверим свои прогнозы, предположения.
— Что произошло у амбара? Докажите словами текса.
— Как дети обнаружили кошку? Какое чувство было у ребят во время находки? (радость)
— С какой интонацией надо прочитать этот отрывок? Прочитайте.
— Почему Катя повторяла свой вопрос «Нашел?»
10. Выберите слова, характеризующие Васю и Катю.
— Почему Вася так себя повел? (он любил свою кошку)
— Можем ли осуждать Катю за то, что она не полезла на крышу? (нет, т. к. она маленькая девочка)
Зачитайте, какого котенка оставили себе ребята.
— С каким настроением пошли дети гулять? Чему радовались?
— Можно ли предположить, что случиться с котенком беда? (да, т. к. котенка оставили оного без присмотра)
— Почему котенок не убежал от собак? Как об это пишет автор? Какое чувство возникло? (страх, тревога) С какой интонацией это прочитаем? Зачитайте.
— Какими словами текста можно подписать иллюстрацию в учебнике? Прочитайте.
11. — Какие слова и выражения относятся к героям в этой ситуации? Выберите и соедините.
Вася поступил как настоящий защитник. Как мужчина. – О ком он думал в этот момент? (но мог бы подумать и о себе. Ведь он еще ребенок)
— Кто виноват в том, что так произошло? (оба)
— В чем вина детей? (в том, что оставили, забыли про котенка)
— А с вами могла бы такая история произойти?
— А как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды? (не брать с собой; а если взяли, то следить за ним)
— Зачем Л. Н.Толстой нам поведал об этой истории? (чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)
— Так можно ли отнести быль «Котенок» к группе поучительных рассказов?
— Чему учить эта быль? (оберегать своих животных, заботиться о них)
12. — Какая из фраз ближе подходит к теме
— Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль были Л. Н.Толстого?
— В чем главная мысль? (Мы должны заботиться о своих животных)
У вас есть дома животные? А как вы о них заботитесь? Расскажите.
13. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение были Л. Н.Толстого;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения.
На уроке продолжается знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Обучающиеся учатся находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по.
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л. Н. Толстого «Акула»(система Л. Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи.
На уроке отрабатывается дикция, пересказ по плану от лица автора, словарная работа. Вырабатывается умение оценивать свои достижения и знания одноклассников. Используются ИКТ, здоровьесберегающие техно.
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа.