Урок лит чтения 2 класс л н толстой котёнок

Урок литературного чтения во 2 классе Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью «Котёнок».

Документы в архиве:

Название документа котёнок. doc

Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью Котёнок

Урок литературного чтения по учебнику

Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение»

УМК «Школы России»

В. В. Рибинская, учитель начальных классов
Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», учить работать с текстом.

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: Текст на каждого ученика; выставка произведений Л. Н.Толстого; презентация Power Point «Л. Н.Толстой «Котёнок»; конверты с заданиями для групповой и парной работы; MP 3 файлы «Чистоговорка», «Если нравиться тебе, то делай так»; слайд – фильм Котёнок https://metodisty. ru

Тип урока: открытие новых знаний

I. Организационный момент

— Всем – доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться

Деревьям и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И стало вокруг всё добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера.

— Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.

II. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний

А) Выставка книг Л. Н.Толстого

На перемене вы рассматривали книги.

-Что общего у этих книг? (Их написал Л. Н.Толстой) На слайде портрет писателя.

— Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы, сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)

— Для кого писал Л. Н.Толстой? ( Он писал для детей и взрослых?)

— 625 произведений для детей написал Л. Н.Толстой.

— Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах азбуки.

Б) организация работы в парах

Поиграем в игру «Найди лишнее»

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия рассказов: «Два товарища», «Правда всего дороже»,«Господин учитель Жук», «Жучка», «Три калача и одна баранка»)

— Найдите среди пяти полосок лишнюю.

Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок.

— Лишнее произведение — «Господин учитель Жук», так как все остальные, кроме этого, написал Л. Н. Толстой.

— Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Ученик загадывает загадку классу:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

— Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»).

— А вот этот котёнок будет с нами играть и во всём помогать. (Учитель показывает игрушку котёнка)

III. Освоение нового знания

— Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? ( Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

-Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать слоги. (На слайде записаны слоги , ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки. )

Ученики повторяют за диктором чистоговорки:

Белый кот клубок катал.

Он загнал его под стол

А затем загнал под стул

Долго кот клубок катал

Потянулся и уснул

— Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы.

Составьте из букв слова. Чья пара справиться с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)

На доске слова: котёнок

— Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть –кот — ; одинаковое значение.)

— Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.)

Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка?

Работа с текстом.

Читают текст подготовленные ученики.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

— Чей поступок понравился?

— За кого переживали?

— Какие трудные слова встретили в тексте?

Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома строение для хранения зерна, муки.

Щавель стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Что требуется сделать?

( Надо объяснить значение слов из рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера. П о завершении работы сверяют свою работу с Образцом на слайде.

— Пара, выполнившая задание, поднимает «общую руку».

Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.

— Объясните значение слов.

Амбар — строение для хранения зерна, муки.

Щавель — травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»,

Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»

Вот поймает мышку киска,

Дай за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу».

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап»

Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».

IV. Первичное закрепление

Определение стиля художественного произведения

— Котёнок расшалился и раскидал по классу буквы.

(На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.)

— Найдите букву, которая стоит второй по счёту в алфавите. (Это буква б).

Ученик читает вопрос на карточке с буквой б.

— Как звали брата и сестру? (Их звали Вася и Катя)

— На эту букву слова в русском языке не начинаются. (Это буква ы.)

Вопрос классу на карточке с буквой ы: — В какое время года у кошки родились котята?

( Котята родились весной)

— На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. (Это буква л.)

Вопрос классу: — Почему котёнок остался один?

( Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.)

— Эта буква не обозначает звука. — (Это буква ь)

Вопрос классу: — Кто спас котёнка? (Вася спас котёнка)

На доске появляется слово: БЫЛЬ

— Какое слово мы составили? (Хором: быль.)

— Где вы встречали это слово? ( Оно записано в книге под названием «Котёнок»)

— На какое слово оно похоже? (На слово «было».)

— Мог такой случай с котёнком произойти на самом деле? –(Да, такой случай с котёнком произойти мог.)

— Тогда догадайтесь, что такое быль. Быль – случай из жизни.

На доске табличка

Случай из жизни

V. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными фактами

Работа с текстом

— 1 и 2 абзац – чтение хором

3 абзац – жужжащее чтение.

— Найдите в тексте ответ на вопрос «Как выглядел котёнок?» и прочитайте его.

4, 5, 6 – выборочное чтение

Найдите ответы на вопросы в тексте:

— Как вёл себя котёнок при встрече с собаками?

— Что сделала Катя?

— Как проявил себя Вася?

VI. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.

Составление диафильма из рисунков

Работа в группе.

Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации.

— Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои рисунки и встаньте в той последовательности, как происходили события в были.

— Расскажите каждый, какой сюжет изображён на вашем рисунке?

— Посмотрите Слайд — фильм С рисунками настоящего художника Л. Ходакова.

VII. Контроль за результатами обучения

Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л. Н.Толстого.

5 учеников перед классом из карточек составляют из слов пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Получился наш урок добрым?

— Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?

— Какие задания понравились?

— Что было трудным?

«Спасибо за работу на уроке» — говорит вам котёнок.

Название документа презентация Котёнок. ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России» МКОУ «Эссойльская СОШ» Рибинская Вера Васильевна учитель начальных классов

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)

Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке и рыбке

Ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – юл — ул

Амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около

План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёнок. 4. Дети забыли котёнка на дороге. 5. Страшные собаки. 6. Вася спасает котёнка.

Спасибо за урок

Электронные ресурсы: https://i. allday. ru/uploads/posts/201 10/thumbs/1287252298_repin-1844-1930. portret-l. n.-tolstogo..jpg портрет Л. Н.Толстого https://b-track. ru/song/25706/Детские-Песни/Если весело-живётся-2/ — минусовка

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

    Начальные классы

Методическая разработка включает: конспект урока, презентацию, аудиофайлы.

Методические рекомендации к использованию презентации

В презентацию включены речевая разминка (слайд 4), музыкальная физминутка (слайд 6), упражнения для проверки работы в парах (слайд 3) и «Найди лишнее» (слайд 5) «Работа над лексическим значением слов», а также (слайд 7) «Примерный план пересказа».

При работе над лексическим значением слов учащиеся в парах выполняют задание на карточках, ученик без пары выполняет это же задание на компьютере.

Слайд 5. Соединить слово и его значение. (указатель – фломастер)

По завершении работы учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде.