Описательный рассказ по картине кошка с котятами

Составление рассказа по картине Кошка с котятами

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы

Тема: СОпоставление РАссказов РАзных Видов По СЮжетной КАртине «Кошка С Котятами»

Цель: Совершенствование умения составления рассказов разных видов.

Задачи: 1. Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

2. Познакомить с новым видом высказывания — рассуждением.

3. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить.

4. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

5. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Оборудование и инвентарь :картина «Кошка с котятами», схемы модели к рассказам.

Уметь: составлять разные виды рассказов.

Сообщение темы. Отгадывание ребуса,

Сегодня мы будем составлять рассказы по картине. Кто изображен на картине, мы

Узнаем, если правильно отгадаем ребус (см. приложение).

— Мы знаем описательные и повествовательные рассказы

* Какой рассказ мы называем описательным? В описательном рассказе мы:

— называем объект, который нарисован на картине – потом перечисляем признаки и действия – и в конце мы говорим, что нам нравится или что не нравится

* Что представляет собой повествовательный рассказ? Повествовательный рассказ это история, в которой рассказывается о том, что происходит с объектом, происходило или будет происходить

ПЕред ВАми ДВе СХемы-модели РАссказов (Круг И Паровозик)

Ребята, вы знаете, для того, чтобы составить рассказ надо очень внимательно рассмотреть картину:

Кошка смотрит, следит, наблюдает, лежит, раздумывает, мечтает, размышляет

— Пятнистый — спит, дремлет, посапывает, похрапывает, нежится

Описание обозначается кругом, разделенным на три части

О чем мы будем рассказывать в каждой части описательного рассказа? – ПЕРВАЯ ЧАСТЬ — зеленая, здесь мы называем объекты, которые на картине – ВТОРАЯ ЧАСТЬ — красная, в ней мы рассказываем об объекте, отвечая на вопросы: какой? какая? какие? что делает?

— ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ — синяя, здесь мы выражаем свое отношение к объектам

Слушайте ЗАдание ПРидумайте КРасивые СЛова О ТОм, ЧТо Я БУду НАзывать (игра С МЯчом):

Кошка (какая?) …… пушистая, заботливая, большеглазая, ……

— Чем похожи котята? Какие они? (маленькие, пушистые, забавные, милые) – Чем отличаются котята друг от друга? Что у низ разное? (один котенок рыжий, второй черно-белый, третий пестрый). Правильно они отличаются окраской шерсти.

— Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.

— Рыжего? — Рыжик, Игрунчик, Васька, Весельчак, Шустрик – Серого? — Мурзик, Пушок, Боря

Следующее ЗАдание «Продолжите ПРедложение»:

Котенок прижался к кошке, потому что ……

Серый котенок жадно смотри в тарелку, потому что …… Кошка лежит на коврике и ждет, когда ……

* Ребята, как по-другому можно назвать рыжего котенка?

Мы РАссмотрели КАртину И ТЕперь МОжем СОставить РАссказ. НЕ ЗАбывайте Про СХему-модель ОПисания И О ТОм, ЧТо В РАссказе ДОлжно БЫть ТРи ЧАсти.

РАсскажи СТихи РУками «КОтята»

Один ребенок составляет описательный рассказ по картине)

Теперь составим пОвествовательный Рассказ

* Какой моделью обозначаем повествовательный рассказ?

Повествовательный рассказ обозначаем поездом, у которого вагончики разного цвета

I. О чем будем рассказывать в первой части?

* В первой части расскажем о том, с чего все начиналось, что было до этого момента. Вспомните, каких слов начинаются многие рассказы? – Однажды, как-то раз, дело было, это произошло……

Как вы думаете, кто оставил корзину с клубками? (варианты детей)

Теперь давайте придумаем начало рассказа. Вариантов может быть несколько.

— Однажды бабушка сидела у телевизора и вязала. Вдруг…

— Дело было вечером, котята спали и вдруг…

— Как-то раз мама принесла в комнату корзину с клубками и…

— Это произошло, когда дома никого не было. Неожиданно…

Молодцы! У нас получились разные интересные варианты начала рассказа.

II. Вспомните, что обозначает второй вагончик?

* Второй вагончик это вторая часть сюжетного рассказа. в которой мы рассказываем о том, что видим на картине.

Я думаю, что с этим вы легко справитесь!

У нас остался третий вагончик, это конец рассказа. В этой части надо будет

Кто готов представить нашему вниманию свой повествовательный рассказ,

Воспитатель оценивает рассказ ребенка с точки зрения: — соблюдения структуры высказывания: зачин, сюжет, завершенность; — умения связно выстраивать высказывание;

— владения интонационной выразительностью.

Мы придумали сегодня два хороших рассказа: описательный и Повествовательный.

Ребята, как вы думаете, хорошо кошачьей семье живется в этом доме? – …… да, …… нет

Докажите, почему вы так считаете (дети говорят, а воспитатель мягко опровергает их)

Интересно, а вы заметили, что у вас получился еще один рассказ, который называется РАССУЖДЕНИЕ? Как вы думаете, почему его так назвали?

Для этого рассказа есть тоже своя модель – «?», состоящая из трех частей. Это значит, что рассказ – рассуждение тоже имеет всегда начало, середину и окончание

ИТак, ДАвайте ВСпомним, КАкие РАссказы МЫ СЕгодня СОставляли:

Умницы! Вы справились с этой нелегкой задачей. СПАСИБО!

— Мы сегодня составляли описательный рассказ, повествовательный и рассказ-рассуждение.