Составление рассказа по картине Кошка с котятами
Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы
Тема: СОпоставление РАссказов РАзных Видов По СЮжетной КАртине «Кошка С Котятами»
Цель: Совершенствование умения составления рассказов разных видов.
Задачи: 1. Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
2. Познакомить с новым видом высказывания — рассуждением.
3. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить.
4. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
5. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Оборудование и инвентарь :картина «Кошка с котятами», схемы модели к рассказам.
Уметь: составлять разные виды рассказов.
Сообщение темы. Отгадывание ребуса,
Сегодня мы будем составлять рассказы по картине. Кто изображен на картине, мы
Узнаем, если правильно отгадаем ребус (см. приложение).
— Мы знаем описательные и повествовательные рассказы
* Какой рассказ мы называем описательным? В описательном рассказе мы:
— называем объект, который нарисован на картине – потом перечисляем признаки и действия – и в конце мы говорим, что нам нравится или что не нравится
* Что представляет собой повествовательный рассказ? Повествовательный рассказ это история, в которой рассказывается о том, что происходит с объектом, происходило или будет происходить
ПЕред ВАми ДВе СХемы-модели РАссказов (Круг И Паровозик)
Ребята, вы знаете, для того, чтобы составить рассказ надо очень внимательно рассмотреть картину:
Кошка смотрит, следит, наблюдает, лежит, раздумывает, мечтает, размышляет
— Пятнистый — спит, дремлет, посапывает, похрапывает, нежится
Описание обозначается кругом, разделенным на три части
О чем мы будем рассказывать в каждой части описательного рассказа? – ПЕРВАЯ ЧАСТЬ — зеленая, здесь мы называем объекты, которые на картине – ВТОРАЯ ЧАСТЬ — красная, в ней мы рассказываем об объекте, отвечая на вопросы: какой? какая? какие? что делает?
— ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ — синяя, здесь мы выражаем свое отношение к объектам
Слушайте ЗАдание — ПРидумайте КРасивые СЛова О ТОм, ЧТо Я БУду НАзывать (игра С МЯчом):
Кошка (какая?) …… пушистая, заботливая, большеглазая, ……
— Чем похожи котята? Какие они? (маленькие, пушистые, забавные, милые) – Чем отличаются котята друг от друга? Что у низ разное? (один котенок рыжий, второй черно-белый, третий пестрый). Правильно они отличаются окраской шерсти.
— Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.
— Рыжего? — Рыжик, Игрунчик, Васька, Весельчак, Шустрик – Серого? — Мурзик, Пушок, Боря
Следующее ЗАдание — «Продолжите ПРедложение»:
Котенок прижался к кошке, потому что ……
Серый котенок жадно смотри в тарелку, потому что …… Кошка лежит на коврике и ждет, когда ……
* Ребята, как по-другому можно назвать рыжего котенка?
Мы РАссмотрели КАртину И ТЕперь МОжем СОставить РАссказ. НЕ ЗАбывайте Про СХему-модель ОПисания И О ТОм, ЧТо В РАссказе ДОлжно БЫть ТРи ЧАсти.
РАсскажи СТихи РУками «КОтята»
Один ребенок составляет описательный рассказ по картине)
Теперь составим пОвествовательный Рассказ
* Какой моделью обозначаем повествовательный рассказ?
Повествовательный рассказ обозначаем поездом, у которого вагончики разного цвета
I. О чем будем рассказывать в первой части?
* В первой части расскажем о том, с чего все начиналось, что было до этого момента. Вспомните, каких слов начинаются многие рассказы? – Однажды, как-то раз, дело было, это произошло……
Как вы думаете, кто оставил корзину с клубками? (варианты детей)
Теперь давайте придумаем начало рассказа. Вариантов может быть несколько.
— Однажды бабушка сидела у телевизора и вязала. Вдруг…
— Дело было вечером, котята спали и вдруг…
— Как-то раз мама принесла в комнату корзину с клубками и…
— Это произошло, когда дома никого не было. Неожиданно…
Молодцы! У нас получились разные интересные варианты начала рассказа.
II. Вспомните, что обозначает второй вагончик?
* Второй вагончик это вторая часть сюжетного рассказа. в которой мы рассказываем о том, что видим на картине.
Я думаю, что с этим вы легко справитесь!
У нас остался третий вагончик, это конец рассказа. В этой части надо будет
Кто готов представить нашему вниманию свой повествовательный рассказ,
Воспитатель оценивает рассказ ребенка с точки зрения: — соблюдения структуры высказывания: зачин, сюжет, завершенность; — умения связно выстраивать высказывание;
— владения интонационной выразительностью.
Мы придумали сегодня два хороших рассказа: описательный и Повествовательный.
Ребята, как вы думаете, хорошо кошачьей семье живется в этом доме? – …… да, …… нет
Докажите, почему вы так считаете (дети говорят, а воспитатель мягко опровергает их)
Интересно, а вы заметили, что у вас получился еще один рассказ, который называется РАССУЖДЕНИЕ? Как вы думаете, почему его так назвали?
Для этого рассказа есть тоже своя модель – «?», состоящая из трех частей. Это значит, что рассказ – рассуждение тоже имеет всегда начало, середину и окончание
ИТак, ДАвайте ВСпомним, КАкие РАссказы МЫ СЕгодня СОставляли:
Умницы! Вы справились с этой нелегкой задачей. СПАСИБО!
— Мы сегодня составляли описательный рассказ, повествовательный и рассказ-рассуждение.