Марина бородицкая котенок был такой прекрасный

Урок чтения: «Котенок» М. Бородицкая

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Раздел: «Животные рядом с нами».

(адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и УО)

Тема. «Котёнок» М. Бородицкая.

— Знакомство детей с творчеством М. Бородицкой ;

-Формирование навыков осознанного чтения;

-Расширение словарного запаса обучающихся;

-Развитие личностных качеств обучающихся (навыков самоконтроля, усидчивости);

-Воспитание интереса к самостоятельной читательской деятельности;

-Воспитание чувства сострадания к домашним животным, бережного и ответственного поведения по отношению к ним;

Коррекция связной устной речи;

-Развитие внимания и памяти.

Тип урока : комбинированный

Портрет М. Бородицкой, наглядность к уроку (семья гусей, 2 котёнка-грустный и весёлый), карточки со слогами и словами, раскраски-смайлики, аудиозапись песни «Котёнок».

I. Организационный этап .

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

«Всё умеют сами» по Э. Шиму.

-О ком вы прочитали в рассказе «Всё умеют сами»? (О гусятах)

-Чему не нужно учить гусят? ( есть кашу, плавать ) Почему? (Всё умеют сами)

-Прочитайте, как гусёнок плавает ( Качается на волнах, как лодочка. )

-Как вы понимаете слово «ковыляет»? (на доске-слово)

( Ковыл Я Ть — Идти хромая или медленно, с трудом передвигая ноги.)

-Покажите гусят . ( Гусыня-мама, гусь-папа, Гусята-детёныши ). Рядом с ними кто изображён? (На доске картинки.)

-Как можно их назвать одним словом? ( Семья )-слово на доске

-К какой группе птиц они относятся: к домашним или диким? (К домашним животным)

III . Актуализация имеющихся знаний.

— А каких домашних животных вы ещё знаете?

I V . Сообщение темы урока .

1.-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Он первым входит в дом

И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет,

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)

2. Вступительная беседа.

А) Знакомство с автором.

Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Она училась в английской спецшколе. В 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе. Печататься в периодике начала с 1978г.
В детстве любила мечтать, планы о том, кем быть, менялись часто. Вот что она рассказала о себе в одном из интервью, отвечая на этот вопрос: «По порядку: медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть мальчишек, девчонок, Виолу в «12-й ночи» и заднюю ногу крокодила».
Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей, сказок и переводов. Она переводит с английского стихи и сказки известных поэтов и писателей
Несколько лет на радио «Россия» Бородицкая вела программу «Литературная аптека», прописывая «литературные лекарства» от человеческих комплексов, неудач, зависти, хандры, одиночества, она убеждена, что книга — лучший витамин.
На ее стихи исполняется довольно много детских песен (композитор Григорий Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир Новоженин).
Марина Яковлевна преподает английский язык в МГУ им. М. Ломоносова, а также много работает синхронным переводчиком.

Б) Рассматривается выставка книг (на столе)

V I. Работа над стихотворением «Котёнок».

-Произведение М. Бородицкой называется ласково «Котёнок».

1. Прослушивание стихотворения (читает учитель)

Стихи — Марина Бородицкая

От мягких ушек до хвоста. Он был, конечно, сирота . Вздохнула мама: «Как тут быть?» Я закричал: «Усыновить!»

-Какое настроение вызвало это стихотворение?

— Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

V I. Работа над стихотворением «Котёнок».

А) Подготовка к чтению:

— правильное чтение слогов и слов, (на карточках)

-чтение слогов с стечением согласных. (на карточках)

Б) Выразительное чтение

-Какое это произведение: веселое или грустное?

— Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

— Чтение сильными уч-ся.

Кошка вышла на карниз,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух,

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

А потом взглянула прямо

-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

Сирота — ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

-Кого автор называет сиротой? (Котёнка) Почему? (У него нет родителей)

Усыновить принять в семью (ребёнка) на правах родного сына, дочери.

-Ребята, посмотрите на картинки.

Тут фотографии разных котят. Найдите фотографию, которая подходит нашему котёнку в начале стихотворения.

-Почему этот котёнок?

-Найдите и прочитайте слова о том, как выглядел котёнок.

(Котёнок был такой прекрасный!

Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста…)

-Найдите и прочитайте слова, которые котёнок промяукал мальчику. ( «Выручай!», «Спаси!»)

-Мама сразу согласилась взять котёнка? Что она сказала сыну? ( Не сразу.) («Не мечтай!», «Не проси!»)

-Как вы думаете, почему мама пожалела котёнка? (Маме самой стало жалко котёнка.)

-Чему учит стихотворение «Котёнок»?

— Какие домашние животные у вас есть?

— Как вы к ним относитесь?

-Когда домашние животные могут оказаться на улице и стать сиротами? (ответы детей).

-Что нужно делать, чтобы наши животные не попадали в беду?

В Москве построены гостиницы для собак и кошек.

В городе появляются приюты для бездомных животных. (Читает подготовленный ученик)

Приют для бездомных животных — это место содержания бездомных, потерянных или брошенных животных, преимущественно собак и кошек. В приютах содержатся животные бесплатно. Приюты являются основной защитой животных и выполняют четыре основных функции: оперативная помощь и забота о животном, включая облегчение страданий посредством ветеринарной помощи; долгосрочная забота о животном, не нашедшем немедленно старого или нового хозяина; усилия по воссоединению потерянного животного с его прежним хозяином; поиск нового места обитания или нового хозяина для бездомного животного.

X. Домашнее задание.

— с.68-выразительное чтение стихотворения по ролям;

X I . Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.

— было трудно — Грустный котёнок ,

— было очень интересно — Весёлый котёнок .

1)-Какой бы вы подобрали смайлик-котёнок к нашему уроку? (дети поднимают смайлики)