Картинки с котятами и музыкальными инструментами

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Задачи урока:

    Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух. Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся. Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С. С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня «Болтунья». С. Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к балету «Золушка» (оформляется выставка на доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

У: Найдите на слайде название нового произведения С. С.Прокофьева.

У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С. С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С.Прокофьева «Петя и волк».

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

У: Петя — главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (Исполняет мелодию).

Данил М.: «Мне кажется Петя — озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:» (Поет мелодию).

Никита Б.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).

У: Спасибо! Слушаем тему Пети С. С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране — Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С. С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «:Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки — фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это — птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

У: Инструмент, исполняющий тему птички — флейта. Как играют на флейте?

У: Флейта — деревянный духовой инструмент.

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой «голос» у кларнета?

У: Кларнет — деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой «голос» у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Пришло время проверить себя. Выполните тест «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. Прокофьева «Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.