Беленький котенок мамочке идет чай из магазина

«Едем, едем на лошадке»

Раздел V. Бывает – не бывает

Урок 24 Шведские и французские песенки

Шведские песенки в переводе И. Токмаковой.

«Едем, едем на лошадке». («Едем, едем на лошадке / По дорожке гладкой».)

«Пряничные человечки». («Нас трое. Мы явились / Из пряничной страны: На нас рубашки сладкие / И сладкие штаны».)

Французские народные песенки в переводе Н. Гернет и С. Гиппиус.

«Утята». («Когда шагают лугом / Утята друг за другом, То первый – впереди, / Последний – позади».)

«Беленький котёнок». («Беленький котёнок / К мамочке идёт, / Чай из магазина / В сумочке несёт».)

У. Мы закончили изучение раздела «Сказки». Новый раздел называется «Бывает – не бывает». Как вы думаете, о чем мы будем читать в этом разделе?

Катя О том, что бывает и не бывает.

Вероника. Необычные произведения про то, что не бывает.

У. Сегодня мы почитаем шведские и французские народные песенки, переведенные на русский язык. Начнем со шведских песенок.

Шведские песенки в переводе И. Токмаковой.

«Едем, едем на лошадке».

У. Прочитайте про себя песенку «Едем, едем на лошадке» в переводе со шведского Ирины Токмаковой.

У. Есть ли в этих песенках непонятные для вас слова? Посмотрите сноски внизу странички.

У. Разве не ясно, что это такое?

Д. Так собаки лают.

У. Катя, читай. Все следите по тексту.

У. О ком эта песенка?

Зина. Едем на лошадке к соседке в гости есть сладкий пудинг. Собачки сказали. Но о двух собачках не написано, какие они.

У. Кто рассказывает эту историю? Кто такие «мы»?

Владик. Мальчики или девочки.

Зина. Может, и взрослые люди.

У. А сколько их – неизвестно. Гости – вот такой рассказчик в этой песенке. И с каким настроением гости едут к соседке?

Марина. Им весело. Они едут кушать сладкий пудинг.

У. Посмотрите второе четверостишие. Что и как говорят собаки?

Женя. Ав-ав-ав! Гав-гав-гав! – очень строго. Говорят они очень строго. А они же лают.

У. Автор записал те звуки, которые издают собаки, когда лают.

Зина. Как собаки лают точно нельзя записать.

У. Верно, но существуют специальные слова, звуки которых подражают звукам, издаваемым животными, птицами. Например. «Ку-ка-ре-ку». «Му».

А вот кто говорит, что собаки «говорят» очень строго?

Д. (наперебой). Тот, кто едет. Гости.

У. Могут ли люди понять лает собака весело или грозно? Вот хозяин приходит домой, собака его встречает. Как она лает?

У. А если кто-то чужой приближается к дому, как лает собака?

Д. (наперебой). Она пугает.

У. И какое чувство испытывают наши гости, если считают, что собаки разговаривают с ними строго?

У. Значит, гостям сначала весело ехать. А в конце они пугаются собак. Почитаем теперь выразительно. Напоминаю, что слова «хорошо», «выразительно» употреблять попусту не стоит. Надо конкретно оценивать чтение. Оценить, сумел ли читающий выразить настроение рассказчика.

Катя. Саша, ты прочитал не выразительно.

У. Что это значит? С каким настроением он читал?

У. А когда гости подумали, что собаки строго залаяли, какое стало настроение?

У И это тоже надо было передать голосом. Теперь Вероника нам почитает.

У. Оценим чтение Вероники.

Настя. Вероника, ты прочитала хорошо, но не очень громко.

Саша. Весело прочитала. И «ав-ав-ав» строго прочитала.

У. Теперь прочитайте про себя вторую песенку – «Пряничные человечки». Ее со шведского перевела тоже Ирина Токмакова.

У. Есть непонятные слова? Посмотрите сноски внизу страницы.

Лена. Непонятно, что у них сладкие штаны.

Зина. Они же пряничные.

У. Владик, читай вслух.

У. О ком говорится в этом стихотворении?

Марина. О пряничных человечках.

У. И кто о них рассказывает?

У. Рассказчик – три пряника, испеченные в форме человеческих фигурок. И пряники сами про себя рассказывают. С каким настроением они это делают? Как надо читать это стихотворение?

У. Как они к себе относятся?

Зина. Они себе нравятся. У них сладкие рубашки и штаны. У них глаза – изюминки.

У. Они собой любуются. Мне кажется прянички даже немножко хвастаются. Попробуйте и это передать голосом. Читай, Лиза.

У. С каким настроением читала Лиза?

Катя. Лиза, ты прочитала выразительно, не несколько раз ошиблась.

У. А настроение веселое она передала?

У. Теперь Наташа нам почитает.

Женя. Наташа, ты не передала интонацию. Они у тебя не хвастались. Я не услышала.

У. В какой из песенок поется о том, что бывает?

Рома. В первой поется о том, что бывает.

У. Вы согласны с Ромой? Там все так, как бывает?

Зина. Мне кажется, что не все. Долго едем, а соседка близко живет.

У. Может быть, в Швеции «близко» понимается по-другому. Да и гостям не терпится.

У. А теперь подумайте, во втором стихотворении все так, как бывает?

Лиза. Так не бывает. Они в пряничной стране.

Вероника. Пряники не могут двигаться. Я думаю еще, они, наверное, приехали так, что человек их купил и принес.

Саша. Пряники двигаться не могут, они не живые.

Катя. Пряничная страна – это фабрика.

Французские народные песенки в переводе Н. Гернет и С. Гиппиус.

Утята. Перевод Н. Гернет и С. Гиппиус

У. Теперь я вам почитаю французские песенки в переводе Н. Гернет и С. Гиппиус.

Учитель читает песенку « Утята ».

У. С каким настроением рассказчик рассказывает об утятах?

У. Они так важно идут. Рассказчику интересно. Он ими любуется, но любуется с улыбкой.

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – впереди,

А в последних строчках рассказчик обращается к нам, читателям. Хочет, чтобы и мы поглядели.

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – погляди

Какое еще настроение вызывают у него шагающие утята? То, что то один впереди, то другой?

У. Следующая французская песенка называется «Беленький котенок». Учитель читает.

У. С каким настроением рассказчик нам рассказывает о котенке?

Наташа. С веселым.

Зина. Спокойно, потом восклицание.

У. Что-то удивляет?

У. А что удивляет?

Максим. Котенок в магазин ходит.

У. Сколько картинок можно выделить в этом стихотворении?

У. Первая про что?

Чай из магазина

В сумочке несёт.

Д. Про котенка, как он идет и что несет.

Пахнет чай гвоздикой,

Розой пахнет чай,

Во он, чай душистый.

Д. Про чай. Какой он душистый. Чем пахнет.

У. В какой французской песенке говорится о том. что бывает, а в какой о том, чего не бывает?

Лиза. Не бывает так, как в «Беленьком котенке». Котенок не может принести чай из магазина.

Катя. Утята не могут ходить друг за другом.

У. Просто ты не видела, как ходят утята.

Попробуйте переделать вторую песенку так, чтобы она стала песенкой про обычное, про нас. (Перечитывает песенку.)

Владик. «Маленький ребенок» вместо котенок.

Д. (по очереди). Беленький ребенок. Девочка. Малыш. Мальчик. Сынок. Дочка.

У. Попробуйте составить устный рассказ, который начинается словами «Я котенок». Потом сделаем еще один журнал из ваших рассказов.

Марина. Я беленький котенок. Питаюсь я сосисками и молоком душистым. Мама у меня красивая. С пятнышком. Питаемся мы сосисками и иногда чаем. А спим на перинке.

Вероника. У меня мама полосатая. Полоски черные и белые. Мы с ней кушаем кашу. А иногда, когда хозяин уходит, мы спим на мягком диване и играем в фантики. Еще мы ходим гулять. На улице мы ходим к мальчику, которого зовут Петя. Он с нами играет. Нам очень весело.

Зина. Я беленький котенок. Мама у меня черная. Есть еще у меня родственники — тигры, львы, леопарды. Они тоже относятся к кошкам. Наш хозяин купил игрушки специально для котят, мы в них играем. А гуляем мы только по воскресеньям, это наш любимый день.

Женя. Я беленький котенок. Мама у меня черно-белая и еще с белым пятнышком на боку. Я живу в сарае. Сосед дядя Вася нас кормит, закрывает дверь на ночь от собак – они могут нас разорвать. У меня есть брат и сестра. Брата мальчик берет с собой, когда уходит. Сестра спит всегда. Мама назвала ее Соней.

Владик. Я маленький котенок. Мама у меня белая. Мы живем в деревне. Хозяин кормит нас кашей, молочком. Когда мама спит, я играю. Когда мама уходит, я всегда прячусь, чтобы меня никто не украл или не съел.

У. Дома можете сами, если захотите, или с помощью взрослых записать свой рассказ, начинающийся словами «Я котенок». Может быть, у нас получится еще один журнал.

А одну из песенок выучите наизусть.

Примечание. Приведем примеры некоторых сочинений.

Сочинения, записанные самими детьми.

Я котенок. Меня зовут Маркиз. Мама у меня белая, как и я, а ее зовут Мурка. Мы любим сосиски и молоко и рыбу. Когда наш хозяин уходит, мы с моим другом, которого зовут Бобик, играем в догонялки.

Я БЕЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК

Я беленький котенок, меня зовут Барсик. У меня мама красивая, ее зовут Мурка. Мы едим кашу, наша любимая – рисовая. Еще я хожу гулять. Но я никогда не ходжу один, потому что я боюсь собак. Но и среди собак у мен есть знакомый, его зовут Шарик, но мамы не разрешают нам видеться. Но мы все равно видимся в своем заветном месте и там играем. Вот как я живу.

Я БЕЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК

Я беленький котенок, а мама у меня белая с пятнышком на спине. Мы любим, когда хозяин кормит нас сосисками и молоком. Когда хозяин ложится спать или уходит на работу, я и моя мама играем в кошки-мышки. Сначала мама меня догоняет, а потом я ее, но я никогда не могу ее догнать, потому что мама бегает очень быстро. Когда хозяин выводит нас погулять, за нами всегда любят погоняться собаки. Собаки меня и мою маму никогда не догоняют, потому что нас успевает взять на руки хозяин. Когда хозяин спит, я и моя мама греем ему ноги, а когда он просыпается, то он говорит нам: «Спасибо, кисочки». А я и моя мама радуемся за то, что нас похвалили.

Я МАЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК

Я маленький котенок. Меня зовут Пушок. Моя мама белая кошка с черным пятнышком на спине. Я очень люблю молоко и сосиски Когда я выхожу гулять, то обязательно гоняюсь за голубями и воробьями. Потом я встречаю своих друзей и мы весело кувыркаемся в траве. А еще мне нравится играть с солнечным зайчиком, но я никак не могу его поймать. По вечерам мы с хозяином смотрим телевизор, и я думаю о том, как хорошо быть маленьким котенком.

Я маленький беленький котенок. А моя мама совсем черная. У меня глаза светло-зеленые, а у мамы – темно-зеленые. Мы не похожи друг на друга. Но я очень люблю свою маму. Люблю пососать ее молоко. Оно такое теплое и сладкое. Мама учит меня умываться лапкой и языком. Сейчас мы живем в городской квартире. Люди, которые нас кормят, называют меня Маркизом, а мою маму Дианой.

Наши родственники леопарды, тигры, ягуары, львы. Они тоже относятся к отряду кошек. Когда я вырасту, я хочу стать таким же сильным и ловким, как они.

Сочинения, записанные взрослыми.

Сочинение АНДРЕЯ

Я маленький пушистый котенок. Каждое утро я умываюсь лапкой. Я очень люблю бегать по двору. Если мальчишки хотят обидеть меня, я убегаю на крышу. Гуляю по крыше и наблюдаю за плывущими облаками. Иногда вижу в небе самолеты, которые куда-то летят.

Вечером, когда мальчишки уходят, я спускаюсь вниз и ищу место, где можно поспать.

МАЛЕНЬКИЙ БЕЛЫЙ КОТЕНОК

Я – маленький белый котенок. Я живу в большом доме со своей семьей. Моя мама – пушистая белая кошка, она кормит меня молоком и облизывает, чтобы я был чистым. Иногда она водит меня с собой на охоту и учит ловить мышей У меня много друзей – котят, мы играем с ними в мячик, лазаем по деревьям и резвимся на травке, иногда даже деремся. А больше всего я люблю погонять по дому клубок с нитками, а потом погреться на солнышке и мурлыкать песенку про мышку.

Я БЕЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК

Я беленький котенок. Моя мама тоже белая с рыжим пятнышком. Когда хозяин уходит, мы спим, прижавшись к маме. Я сплю, и мама со мною.

У меня есть друг –щенок Креша, а моя мама дружит с Крешиной мамой. Я и моя мама кушаем сардельки, сосиски, торты, чипсы и запиваем молоком.

Мы с мамой любим играть в догонялки, и со своим другом я тоже играю в догонялки. Мне интересней играть со щенком, потому что от него можно убежать, ведь собаки не умеют лазить по деревьям, а я умею. Когда я на дереве, щенок прыгает, пытаясь меня достать.